Андрей Мареев
* * *
Главная
Об авторе
Фотогалерея
Фотобанк
Услуги
Цены
Статьи
Самоучитель
Избранное
Избранное
кое-что из ...
Цель творчества
     
Новое на сайте
     Греция. Метеоры.
Полезные ссылки
     Здесь содержатся ссылки на ресурсы, которые могут оказаться полезными для тех, кого заинтересовал мой сайт.
Приветствую Вас
     
          Главная >> Самоучитель

Свет в фотографии


   Значение света в фотографии трудно переоценить, так как он не только создаёт изображение на светочувствительном материале или матрице, а ещё и создаёт картинку, которую мы потом фотографируем. По существу свет является главным художником в фотографии, а в случае, если мы можем управлять им, он становится инструментом. В реальности, чаще всего, используется сложный свет, но чтобы понять, как он способен изменить будущую картинку, разобьём его условно на простые составляющие. Итак, свет различают:
1) по направлению относительно оси объектива: а) прямой (лобовой), б) контровой (контровик), в) боковой, г) верхний, д.) нижний, е) различные сочетания, например, переднебоковой, заднебоковой и так далее;
 2) по направлению относительно главной (самой важной) плоскости объекта съёмки: а) прямой (около 90º), б) косой (0÷30º), в) боковой (приблизительно под углом 30º÷60º);
 3) по степени рассеяния: а) жёсткий (отбрасывает резкие тени), б) мягкий (отбрасывает размытые тени), в) рассеянный (тени едва различимы и могут даже отсутствовать);
 4) по направлению от источника света: а) направленный (падающий), б) отражённый (от объекта или другого предмета, например, стены);
 5) по цветовой температуре: а) тёплый, б) белый (нейтральный), в) холодный;
 6) по цвету – соответствует всем цветам радуги, плюс белый.
  В учебниках по фотографии наглядно показывают влияние различных источников света и их положения относительно объекта съёмки на внешний вид этого объекта. Тем, кто с этим не знаком, очень рекомендую проштудировать любой иллюстрированный учебник по свету в студии. Я не буду повторять учебники, так как этой информации хватает везде, а покажу и расскажу вам о важности влияния света на пейзаж. На пленере мы не вольны управлять источниками света, но обязаны следить за изменениями светового рисунка, иначе хороший пейзаж не получится. Управляет освещением пленера ветер, который меняет состояние воздушной среды в купе с положением солнца относительно горизонта. Роль рассеивателей берут на себя облака, туман, дымка, падающий снег, а в лесу это могут быть ветви. В роли отражателей могут выступать большие облака, горные склоны, водные поверхности, заснеженные поверхности, да просто стена деревьев и так далее. Конечно самый главный отражатель это небеса, причём цвет и насыщенность у него сильно меняются и оказывают мощное влияние на пейзаж. При художественной съёмке любых объектов в студии светом вырисовывают необходимые контуры, скрывают ненужную и подчёркивают нужную фактуру, “лепят” объём, убирают в тень ненужные детали, “поджигают” содержимое прозрачных ёмкостей и так далее. То же самое происходит и с пейзажем, с одной существенной разницей. Здесь вы не ставите свет, а следите за ним и предугадываете, каким он будет через секунду и через минуту. Всем хорошо известно, что снимать пейзаж лучше всего в утренние и вечерние часы, когда солнце не высоко над горизонтом. Это означает, что зимой в наших и более северных широтах можно снимать целый день. Теперь немножечко поясню, почему в это время пейзаж снимать лучше. 1). При низком положении солнца на поверхность равнин падает косой свет, при этом саму равнину можно рассматривать как главную плоскость, о которой я говорил выше. Такое освещение вырисовывает фактуру этой плоскости, а это значит, что будут подчёркнуты все её неровности, начиная с камушков под ногами и кончая большими буграми, кустами и отдельно стоящими деревьями.

Апрельский снег на закате

Косой свет на закате

 Это относится не только к равнинам, а и к горным ландшафтам. 2). Цветовая температура освещения в утренние и вечерние часы сдвинута в тёплую область, то есть находится в диапазоне от зелёно-жёлтого, до пурпурно-красного, а это сильно меняет обычный облик ландшафта. Бывают, правда, ситуации, когда тёплого света практически нет даже утром. Ситуации эти бывают разными, я их не буду описывать, так как вы сами в них непременно попадёте. 3) В утренние и вечерние часы частенько бывают туманы или просто дымка над горизонтом.

Июньскийвосход над озером

Типичный пример утреннего состояния.

 Если здесь поднять цветовую насыщенность, то будет утрачено ощущение нежного тумана.

  Когда солнечный свет пробивается сквозь них, он становится мягким и менее интенсивным, но если нет даже дымки, а небеса чистые (это бывает при северо-восточном и северном ветре) – то это хуже, чем середина дня, потому что тени плотные, жёсткие, длинные и синие. Однако это всё не означает, что нельзя снять хороший пейзаж днём, или когда солнца вообще нет, то есть в сумерки или когда пасмурно. Конечно можно, вопрос – что снимать. Когда солнце высоко, то надо пользоваться эффектом мощного верхнего контровика, выбирая соответствующие сюжеты.

Пейзаж при полуденном освещении

Июль. Солнце почти в зените, но как красиво освещены деревья.

 При этом могут возникнуть сильные отражения от разных поверхностей, которые очень эффективно и красиво смягчают жёсткий верхний свет.

Полуденное, но мягкое освещение

Солнце высоко, небо безоблачно. На стену (главную плоскость объекта съёмки) лёг косой свет, прекрасно нарисовавший фактуру этой старой стены. Дверь и низ пальмы им не освещены, но прекрасно подсвечены другим светом, отражённым от каменной мостовой.

В сумерки можно воспользоваться светом, отражённым от небес. Ведь со стороны, где прячется солнце, небеса будут ярче и теплее, а с противоположной стороны они могут быть менее яркими, и синими. Возникает освещение от двух огромных софт-боксов, да ещё и с разной цветовой температурой.

Застелило

Солнце ещё не взошло и пейзаж освещён только небом, розовым спереди и синим сзади.

 Бывает наоборот. Солнце уже зашло за горизонт, но с противоположной стороны подсветило огромное высокое облако, тогда отражённый от него свет очень красиво подсвечивает пейзаж и просто отдельные объекты. В пасмурную погоду не всё так серо, как кажется, и если поискать, то можно найти очень даже не плохие по цвету картинки, например, в лесу.

Лесное озеро в пасмурную погоду

Пасмурное октябрьское утро в лесу, но цвета хватает. Если в этой ситуации цвет усилить (что делается элементарно), то не будет ощущения прохладной утренней дымки.

 Внимательный взгляд обнаружит, что в то время, пока на открытых поверхностях скучное бестеневое освещение, в лесу возникает мягкое, но направленное освещение, я бы сказал, коридорный эффект.

В осеннем лесу в пасмурную погоду

Выход из тени в свет в пасмурную погоду создаёт некий коридорный эффект, а куст на переднем плане оказывается подсвеченым сзади рассеяным светом.

 Да и на открытых поверхностях не всё так безнадёжно, как может показаться, если, конечно, вам нужен художественный пейзаж, а не просто красочная картинка.

Снегопад на Оке

Мало того пасмурно, ещё и снег идёт, который съедает остатки цвета, но зато возникает почти монохромная графика и хорошая тональная перспектива.

 Может возникать эффект карандашного рисунка и много чего другого, надо только любить природу и фотографию. Хочу сказать ещё пару слов о том времени, когда солнце высоко и на небесах есть облака. Иногда это достаточно безжизненное освещение, но чаще всего наоборот, очень живое и интересное. В зависимости от плотности облаков могут возникать и сильные и тонкие световые эффекты.

Весна за околицей

Солнце уже достаточно высоко и только распределение теней от облаков (которого пришлось дождаться) помогло создать перспективу в кадре.

 Это может быть яркий прожектор из-за плотных облаков, высвечивающий акцент на земле, а могут быть красиво распределившиеся на ландшафте тени. Сами понимаете, что без этой игры света и тени ландшафт будет скучным и обыденным.

Солнце едва пробивается сквозь облака

Плотная облачность не позволяет создать желаемый образ, но нервы не выдерживают ожидания. В результате кадр получается не интересным.

Пробился хороший свет

Мне всё же повезло и я дождался прекрасного света.

Переходные моменты (по освещению) в природе всегда очень интересны.

 Не возможно описать все возможные варианты освещения и световые эффекты на пленэре, да это и не нужно. Нужно только следить за изменениями освещения, не с научным подходом, обязывающим давать чёткие определения и выводить следствия из них, а с духовной зоркостью видеть и чувствовать тонкие состояния световоздушной среды, так как именно они определяют – снимите вы задевающий за живое пейзаж или просто пустую картинку. Конечно, не надо забывать, что то, что вы зафиксировали камерой ещё надо превратить в ту самую картинку, которая вас задела. Иначе, это пустое щёлканье затвором.

Заброшенный дом на восходе

Солнышко только выглянуло из-за горизонта и высветило заброшеный дом своим розовым лучём. Очевидно, что именно этот луч создал этот кадр.


   Ещё, пожалуй, дам пару советов, как правильно использовать свет в пейзажной съёмке. Первое, когда вы выходите на пленэр помните, что главное это не сам по себе красивый ландшафт. Красивым он станет, только если интересно подсвечен, а поэтому, сначала оглядитесь на 360º, как ложится свет. Снимать надо там, где есть интересное освещение, а не там, где интересный ландшафт. Конечно, не забудьте, что освещение может очень быстро и кардинально меняться. Бывают ситуации, когда ландшафт вообще не имеет важного значения, а главным объектом съёмки становится сам свет.

Солнечные лучи в овраге

Небеса были чистыми и лишь в овраге был туман, но когда солнышко добралось до этого тумана, то всё остальное стало не важно.

 Второе, освещение, близкое к контровому, чаще всего, самое интересное, но и самое сложное технически, так как может возникнуть избыточный контраст или блики и переотражения в камере (даже в хорошей). В природе не существует чистого контрового или лобового или бокового освещения, оно всегда сложносоставное и вариаций – бесчисленное множество.

Майское утро в сосновом бору

Контровое освещение в утреннем лесу создало глубину кадра и глубину состояния.

 Поэтому, даже ярко выраженный контровик может дать очень интересный результат, а может – отвратительный. Понимание этой разницы приходит с опытом, так что – дерзайте. Третье, прямое освещение из-за вашей спины, чаще всего, даёт плоское не интересное изображение, но существует масса интересных вариаций, так что не надо от него отказываться априори. Опирайтесь на своё чутьё образа при съёмке и при создании изображения.

Свет из-за спины, но перспектива присутствует и необычна

Восход не состоялся из-за плотных облаков, но когда солнце выбралось на волю, то, даже оказавшись за моей спиной, создало чудесное состояние на просторах: тучи потемнели, дымка стала очевидной, а иней на озимых растаял и засверкала роса.

 Световые эффекты можно усиливать различными методами при съёмке и при постобработке изображения. Например, монокль усиливает солнечное свечение среды, а ярко подсвеченный ландшафт с тяжёлым облаком делает это облако ещё тяжелее. Поляризационный фильтр может заставить подсвеченную листву осенних деревьев засверкать яркими красками. Есть и другие методы. В постобработке же главное не перебарщивать (этой болезнью страдают очень многие, а это прямой путь – от природы), дабы не сделать освещение мёртвым. Примеры можно приводить бесконечно и все они будут хоть чем-то отличаться, но моя задача в этом параграфе самоучителя - показать вам, насколько важен и разнообразен свет в пейзажной, да и в любой другой, фотографии. В "Фотобанке" вы найдёте представленные здесь фотографии, но чуть более высокого качества и размера.